Как же правильно?

пятница, 10 октября 2008 г.

Абхазы не хотят оказаться чужими на своей земле

Однако в Абхазии все громче звучат голоса тех, кто настроен гораздо менее оптимистично. «Проходят годы (с момента прихода к власти в 2005 году нового руководства республики во главе с Сергеем Багапшем и премьер-министром Александром Анквабом – прим.), должны наблюдаться изменения – но в экономике практически ничего не делается, — говорит заместитель председателя Партии экономического развития Абхазии (партия «ЭРА») Беслан Барателиа. – Конечно, нельзя сказать, что совсем ничего не происходит – есть рост зарплат, пенсий, причем он даже чуть-чуть опережает рост инфляции – но нужны серьезные реформы, а их нет. Может быть, признание со стороны России повлияет на процесс реформирования экономики – теперь ссылки на непризнанность, угрозу безопасности со стороны Грузии станут несостоятельны». Абхазцы глубоко признательны президенту России Дмитрию Медведеву, отметил эксперт, но имеются опасения, что, «когда есть материальная поддержка, и паразитические институты будут получать подпитку, острота необходимости реформ не будет ощущаться».

По словам Барателиа, модернизация абхазской экономики должна идти в четырех основных направлениях. Первое – это реформа государственного управления и серьезные кадровые изменения в чиновничьем аппарате, «подбор нового, думающего не о своем кармане». На скептический вопрос: «много ли таких?» эксперт, на секунду задумавшись, отвечает: «можно набрать». Он также возлагает надежду на возвращение из России абхазских специалистов: «Не могли же они работать тут за 2-3 тысячи рублей».

О том же говорит и вице-премьер правительства Абхазии по гуманитарным вопросам Леонид Лакербая. Пришло время собирать абхазов на исторической родине: «Задача власти – собрать их сюда, поставить задачу – если ты абхаз, должен содействовать возрождению Абхазии».
Второе – акцент на образование. «Без этого говорить о развитии экономики невозможно», — убежден зампред партии «ЭРА». В-третьих, считает он, необходимо внести ясность в тему приватизации. «У нас практически еще не началась большая волна приватизации, — поясняет Барателиа. – Вскоре встанет вопрос: как, кому, на каких условиях позволять приватизировать объекты? И на что государству направлять вырученные финансовые средства? Их следовало бы использовать для инвестиций, не растранжирить...». Собственно, для этих целей в республике был создан Приватизационный фонд, подчиненный президенту, но «никто не знает, куда идут собранные там деньги».Наконец, четвертое – это поддержка малого бизнеса. В Абхазии, указал Барателиа, проживает всего около ста тысяч городского и сельского населения, из которого трудоспособно — 50-60 тысяч. 30 тысяч из них уже заняты в бюджетной сфере. Получается, что республика располагает трудовым потенциалом всего в 20-30 тысяч человек. «Говорить о крупных предприятиях в таких условиях невозможно, — констатирует зампред Партии экономического развития Абхазии. – К тому же в абхазском обществе исторически меньше запрос на государственные рабочие места. Абхазы готовы рисковать, но им нужна поддержка». Абхазия должна принять программу поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривающую, в частности, предоставление долгосрочных кредитов под гарантии государства, убежден Беслан Барателиа.
Что касается возможных «точек роста» экономики Абхазии, то, не сомневается эксперт, основной упор следует делать на развитие международного туризма с уровнем сервиса, соответствующим международным стандартам. Отметим, что пока республике до этого – как до Луны.

«У нас прекрасная экология, вода, природа, памятники архитектуры, но этого недостаточно, — рассказывает Барателиа. – Нужно развивать сектор услуг – гостиницы, рестораны, сервис, нужно выстроить программу развития туризма. Абхазия не должна быть зоной массового туризма, гнаться за миллионами туристов ежегодно. У нас должен развиваться элитный туризм. Сегодня об этом говорить рано. Туризм не может развиваться в полуразрушенном городе, и мы не хотели бы, чтобы Гагра превратилась в Адлер, уродуемый в погоне за легкими деньгами».

Того же мнения придерживается и Леонид Лакербая. «Нужно найти концепцию экономического развития, — говорит он. – Мы не должны опускаться до уровня массового туризма, иначе потеряем все. Мы сейчас чище и лучше Сочи. Богатые инвесторы могут понастроить тут огромные туристские комплексы, но я не хочу сотен тысяч туристов».
Статья полностью...

Комментариев нет: